Степногорск


Фото
















Страницы истории


Как появились в городе памятники?

В книжке «30 лет Степногорску» написано, что эти статуи дело рук московского скульптура Вяткиной Натальи Николаевны и выполнены они из керамики. Позвонив в городской отдел культуры Ковцуру Ивану Павловичу и попросив дать разъяснения на мой вопрос, он ответил, что не владеет информацией об истории создания данных памятников и посоветовал обратиться в городской музей.

Оказывается, в нашем музее тоже нет информации об этих памятниках. Но работа над моим вопросом уже ведется, потому что область обязала городской музей провести паспортизацию городских памятников, в том числе и интересующих меня лично - это «Легенда степей» и около ДК «Мирас». Рыбникова Ольга Николаевна, директор музея, точно также как и я, очень хотела бы узнать историю создания скульптур. В данный момент в нашем музее вот какая информация: «Памятник «Легенда степей» выполнен из керамики московским скульптором Вяткиной Н.Н. в 1979 году». Эту информацию они получили по официальному запросу, хотя точно такие же данные я узнала из книги «30 лет Степногорску».

Логично предположить, что должны остаться хоть какие-то записи в городском архиве, но нет. В таком учреждении, название которого уже говорит, что в нем должна хранить вся история города, именно такой информации и нет. Обидно, правда.

Заострять внимание на архиве смысла нет, ведь есть в городе еще и библиотека, которая обязательно должна была сохранить сведения об этих памятниках. Только опять незадача получилась: в библиотеке даже описи городских памятников нет, а информации о них тем более. Хотелось местную прессу за те года увидеть, то есть за 1979, но и ее не оказалось. Хотя, Ольга Всеволодовна, она работает в библиотеке с самого ее основания, вспоминает, что когда она была еще молода, к ним в библиотеку часто приходила московский скульптур, это был 1980 год. Ольге Всеволодовне тогда было чуть за 20, а скульптору около 35, читальный зал она посещала вместе с сыном-пятиклассником.

Пролистывая страницы Интернета, я наткнулась во всемирной паутине, на то, что оказывается Вяткина Н. Н. очень известный скульптор, она же признана мировой общественностью и имеет широкую популярность среди итальянских художников. Именно работы такого профессионала есть в нашем городе. К сожалению, на этом информация во всемирной сети исчерпала себя.

Но, углубляясь в вехи истории нашего города, вспоминается, что город строился на средства Целинного горно-химического комбината (ныне Степногорский горно-химический комбинат), поэтому об истории могут знать в архивах этого завода. К сожалению, ничем кроме выдачи книги об истории завода, там мне помочь не смогли. Но там я нашла фамилию человека, который мог бы что-то знать о памятниках.

В 1979 году главным архитектором города работал Рыльцев Анатолий Николаевич. На мой вопрос - какова же история этих памятников, Анатолий Николаевич сначала был удивлен, потом подумал и начал рассказывать, что действительно заказчиком данных скульптур был ЦГХК. Комбинат в то время был очень богатым предприятием, поэтому мог себе позволить оплатить работу очень известного московского скульптора, в то время много внимания уделялось декоративному оформлению города.

Когда я начала спрашивать о двух памятниках, то Анатолий Николаевич меня перебил и уточнил, что не две скульптуры, а три (около гостиницы «Степногорск» в бассейнчике тоже творение рук этого мастера). Все три скульптуры были сделаны в Москве, потом по частям доставлены в Степногорск, здесь уже на месте они собирались в единое целое.

Точную легенду, которую рассказывала сама Вяткина, делая эти памятники, Анатолий Николаевич вспомнить не мог, но уточнил, что все три памятника это композиция, означающая единство народа и культуры. Мало того, что скульптуры были выполнены из керамики, еще и оформление вокруг каждой из них заслуживало особого внимания. Прежде всего, это бассейны с мозаичным дном и внутренней подсветкой.

К сожалению, весь ансамбль каменной культуры закончить так и не удалось, а сохранить тем более: возле гостиницы тогдашняя советская молодежь поиздевалась над каменной полуобнаженной женщиной, около «Легенды степей» шашлычники устроили двор для массовых гуляний со спиртными напитками. А вот что символизирует женщина с венком тюльпанов на голове, смотрящая вдаль; мужчина с комузом в руках, а также молодой парень с дудкой? Что хотела сказать этими символами художник? наверно останется загадкой.

Только по-прежнему на каждой открытке, фотографии, визитке будет красоваться этот памятник, символ города, о котором мы ничего не знаем. Спасибо огромное скульптору, который наградил наш город этим прекрасным керамическим произведением. Вот только ругать себя надо, что не сохранили память о нем, даже не смогли уберечь воспоминания каких-то 20 лет.

Но по-прежнему будем приводить всех приезжих на это место и рассказывать им, что вот какой фонтан раньше в городе был, и на этом рассказ закончится. Так что работники музея поторопитесь собрать информацию об этих памятниках, вдруг в городе стоит «Восьмое» чудо света, а мы ничего и не знаем об этом.


Источник: по материалам автора
Зажитько Евгении, корр. "Городок"




Реклама